Своя ИГРА

 

Мои достижения

Помните про ступени мастерства

 

 

Психолог Альберт Бандура (Albert Bandura), основатель социальной теории обучения, выяснил, что каждый новичок проходит четыре ступени развития.

1.      Неосознанная некомпетентность.

На этой ступени человек не умеет как следует делать работу, но даже не понимает этого. Ему кажется, что никаких сложностей и проблем у него нет, и он прекрасно справится с делом без каких-либо особых технологий, учебников и учителей.

Пожалуй, каждый новичок проходит эту ступеньку, когда только ступает на новый профессиональный путь с мыслью — «я это сделаю, это легко».

2.      Осознанная некомпетентность.

Человек начинает понимать, что его прежние действия осуществлялись без должной компетенции. Формируется потребность в обучении.

Ступенька, на которой оказывается новичок, совершив свои несколько первых падений. «Ого, вообще-то тут есть чему поучиться. И учиться, похоже, придётся вечность» — типичные мысли для этой ступеньки.

3.      Осознанная компетентность.

Человек уже знает, как надо работать, и старается действовать в соответствии с правилами.

Эту ступеньку характеризуют противоречия и усилия только что выучившегося новичка: «Могу, не могу, получается, не получается. Уже значительно легче. Надо только доработать вот это и вот тут».

4.      Неосознанная компетентность.

Регулярная практика правильных действий выводит человека на тот уровень профессионализма, когда часто уже не нужно задумываться над отдельными операциями и их последовательностью. Многие действия выполняются «автоматически».

«О, да, я профессионал. Я кажется, наконец, работаю легко и с энтузиазмом». Или как сказал один из моих клиентов — «это та ступенька, когда ты работаешь профессионально, не теряя при этом ощущения потока».

Многие наверняка про эти ступеньки слышали. Так вот, что здесь интересного.

По мнению немецкого ученого Марии Байер (M. Beyer), переход от одной ступени компетентности к другой сопровождается фрустрацией и смятением. И лишь при переходе от осознанной компетентности к неосознанной компетентности человек испытывает радость и удовлетворение.

Я очень люблю сравнение с обучением вождению автомобиля. Многие, возможно, учились и хорошо помнят ощущения при переходе от ступеньки к ступеньке.

 

 

Сначала вы смотрите на проезжающего автомобилиста и думаете — «да, это легко». Затем садитесь за руль и выясняете, что для того, чтобы сдвинуть машину с места и отправится в безаварийный путь, вам надо направить своё внимание сразу на множество объектов. И это кажется настолько сложным, невозможным и изматывающим, что вы готовы все бросить и ходить пешком. Это и есть состояние фрустрации, которое очень часто мешает довести дело до конца. Затем, если вы не сдались, вы получаете права и начинаете водить машину. Но пока вы не набьёте шишек и наберётесь опыта, вам сложно, вы испытываете смятение всякий раз, когда на дороге или на парковке нужно совершить сложный вираж. И, наконец, проходит полгода, год, два года, и вы едете за рулём и поёте. Потому что вам уже не надо напрягаться, чтобы всем управлять.

Как вы уже поняли, всю эту теоретическую базу я дала вам для того, чтобы вы знали, что испытывать фрустрацию и сомнение в начале пути, и, пожалуй, даже в середине — нормально. Скорее всего, у вас болит, вам тяжело именно потому, что вы растете. Вы поднимаетесь по лестнице мастерства. И никому, поверьте, этот подъем не даётся легко.

Зачем вести личный дневник?

Курсы по финансовой грамотности.

Курсы по финансовой грамотности.

Основы финансовой грамотности

Основы финансовой грамотности

Финансовая грамотность женщины.

Финансовая грамотность женщины.
Copyright © My Company 2012